написать

Несадовский ребенок

Для адаптации к условиям детского сада педагоги отводят ребенку и его родителям три недели со дня первого посещения группы. Если по истечении этого срока, ребенок продолжает испытывать психологический и физиологический дискомфорт от вхождения в необычные для него условия жизни, грамотный воспитатель или сам обращается за помощью к психологу дошкольного учреждения, или направляет на консультацию родителей ребенка.

Изучив индивидуальные особенности малыша и его семьи, психолог дает рекомендации и назначает специальную программу по адаптации данного ребенка к условиям детского сада, в реализации, которой участвует он сам, воспитатели группы и родители малыша.

Когда, наконец, выясняется, что какой бы хорошей ни была программа, но все эти взрослые очень опоздали с ее реализацией, помочь ребенку уже сложно. Малыш попадает в категорию «несадовских детей», и лучшее, что может предложить психолог, это «подержать» его дома лет до пяти. В противном случае — психосоматика, то есть болезни, болезни и еще раз болезни как единственный способ, которым очень хорошо владеют дети, чтобы сигнализировать родителям о том, что их права на удовлетворение жизненно важных потребностей жестоко нарушаются.

В чем же причина того, что одни дети посещают сад добровольно, с удовольствием, а другим дошкольное учреждение представляется «местом ужаса», в то время как и те, и другие ходят в одну группу, к одним и тем же воспитателям?

Родители НЕСАДОВСКИХ ДЕТЕЙ — это РОДИТЕЛИ несадовских детей. То есть, как правило, сами родители настолько психологически не готовы к построению здоровых взаимоотношений с учреждением, которое их малыш будет вынужденно посещать несколько лет, что их тревоги и страхи моментально передаются ребенку.

Первое, что бросается в глаза при общении с мамой «несадовского ребенка» — это ее повышенная нервозность и отсутствие доверия к персоналу детского сада. Ребенка очень беспокоит: как же мама может оставлять его с тетями, которых она сама не любит? Она никогда им не улыбается, редко здоровается, не поздравляет с праздниками и, вообще, он ни разу не слышал, чтобы она поинтересовалась их делами, здоровьем, их собственными детьми, как она это делает с теми тетями, к которым они ходят в гости. Если мама может оставлять меня с такими тетями, то, может, она меня разлюбила, может, она вообще не собирается меня отсюда забирать, тревожится малыш. Эти мысли приобретают еще более катастрофический характер, если мама спешит домой к младшему ребенку, что заставляет старшего чувствовать себя отверженным, изгоем.

Что же делать? Если мама понимает, что дело не в ребенке, а в ней, если она готова к изменениям, то шансы на улучшение ситуации значительно повышаются.

Первое, что необходимо понять родителям, чтобы быстрее избавиться от иллюзий, это то, что чем младше ребенок, тем большее значение для построения его адекватных взаимоотношений с окружающим миром имеет личность ВЗРОСЛОГО, постоянно находящегося вместе с ним. Как горько слышать от мам «несадовских детей», что они отдают двух-трехлетнего малыша в сад для того, чтобы тот «научился жить в коллективе»!? Если у ребенка, которого отдают в сад в раннем возрасте, не сложится нормальная система взаимоотношений со взрослыми, заменяющими родителей, это может вызвать колоссальный стресс.

А это значит, что маме и папе «несадовского ребенка» ничего не остается делать, кроме того, как налаживать их собственные адекватные отношения с окружающим миром, в том числе, с персоналом детского сада.

Прежде чем отдавать ребенка в сад, необходимо подыскать такое учреждение, которое будет отвечать не только требованиям материального и физического удобства (дешевый, близко от дома), но и запросам малыша.

Выбранный сад целесообразно посетить сначала без ребенка. Познакомиться с персоналом, оценить материальную базу сада и ознакомиться с предметно-развивающей средой.

Если сад удовлетворяет потребности малыша в заботливых воспитателях, хороших условиях развития, следует сначала сходить с ребенком в гости «к одной доброй и хорошей тете, у которой много детей и игрушек». Чтобы ребенок не забеспокоился, родителям необходимо быть уверенными в правоте своих слов, вести себя естественно, без фальши, и главное — самим быть психологически готовыми к тому, что малышу придется надолго оставаться без них.

В первый раз лучше придти на прогулку и посмотреть, какова степень беспокойства ребенка, насколько он встревожился. Если все идет гладко, и ребенок начинает спрашивать, когда он опять пойдет в гости, можно сходить в группу. Частой ошибкой родителей является то, что они приводят ребенка в первый раз в группу с утра, когда обстановка более нервозная, чем вечером, после дневного сна.

Придя в группу, необходимо с улыбкой поздороваться с воспитателем, демонстрируя ребенку добрые и доверительные взаимоотношения. Дома важно говорить о воспитательнице только хорошее. Желательно также изготавливать с ребенком подарки воспитателям перед праздниками.

Важно также постараться объединить и сплотить родителей в сильный родительский комитет, с чаепитиями (вместе с воспитателями, конечно), выездами на природу и т.д.

По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру «Дорога от дома к детскому саду» — карта с дорожками и домиками-ориентирами: «Наш дом» «Мамина работа», «Папина работа», «Магазин», «Детский сад». По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители — своими. Играя в «Дорогу в детский сад» по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не кажется ему ужасным днем.

Кроме формирования психологической готовности ребенка к условиям детского сада, важно обучить малыша необходимым навыкам самообслуживания, владение которыми позволит ему чувствовать себя независимой личностью.

Дорогие родители «несадовских детей»! Попробуйте выполнять эти простые рекомендации, и вам не придется испытывать мучительное чувство вины перед своим ребенком.

Элла Прокофьева, prokofieva@beep.ru, детский психолог.
Источник

Комментарии (0) Вконтакте (0) facebook ()

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Thanks for spending time on the computer (writing) so oterhs don't have to.
0
  • avatar
  • guest
  • 27 сентября 2012, 02:00
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Наверх